ПОКАЗЫ В СИНЕМАТЕКЕ. "Евангелие от Матфея" (итал. Il Vangelo secondo Matteo) — знаменитый фильм Пьера Паоло Пазолини, снятый в стиле неореализма. Это кинематографическое изложение истории Иисуса Христа (в исполнении непрофессионального актера Энрике Иразоки) в соответствии с Евангелием от Матфея, от Рождества до Воскресения. Фильм, точно следуя оригиналу, поскольку Пазолини чувствовал, что "образы никогда не смогут достичь поэтических высот текста". Фильм считается классикой мирового кинематографа. На 25-м Международном кинофестивале в Венеции фильм получил награду OCIC и Серебряного льва. Позже фильм выиграл гран-при на международном фестивале International Catholic Film Office. Номинировался на "Награду объединённых наций" 21-й премии BAFTA. В 2015 году ватиканская газета L'Osservatore Romano назвала "Евангелие от Матфея" лучшим фильмом о Христе, когда-либо снятым. Пазолини использовал во время съёмок приёмы итальянского неореализма. Большинство нанятых актёров не были профессионалами. Энрике Ирасоки был 19-летним студентом из Испании, изучавшим экономику, коммунистическим активистом; остальной актёрский состав набирался из жителей местных областей Бариле, Матера и Массафра. В поисках съёмочных мест Пазолини посетил Святую Землю, но нашел её места непригодными для съёмок. Эти изыскания были представлены в изданном годом позже документальном фильме "Поиск локаций в Палестине для фильма „Евангелие от Матфея“. В роли Девы Марии снялась мать Пазолини — Сюзанна. В актёрский состав также вошли видные интеллектуалы: писатели Энцо Сичилиана и Альфонсо Гатто, поэты Наталия Гинзбург и Родолфо Вилькок, философ Джорджо Агамбен. Внешний вид персонажей эклектичен и в некоторых случаях анахроничен, напоминая художественные изображения различных периодов. Так, костюмы римских солдат и фарисеев вдохновлены искусством эпохи Возрождения, а фигура Христа отсылает к византийскому искусству и к работам художника-экспрессиониста Жоржа Руо. Музыка в фильме эклектична, включая произведения И.С.Баха (Месса Си минор и Страсти по Матфею), Одетты ("Sometimes I Feel Like a Motherless Child"), Блайнд Вилли Джонсона ("Dark Was The Night, Cold Was The Ground"), еврейскую церемониальную музыку Кол нидрей, "Глорию" из цикла "Мисса Луба". Пазолини утверждал, что вся музыка в фильме, происходящая из всех частей мира и различных культур и систем убеждений, имеет священный характер. В качестве смыслообразующего элемента картины Пазолини использовал музыку Прокофьева, написанную специально для фильма Эйзенштейна "Александр Невский". Эпизоды, которые Пазолини, называются "Русь под игом монгольским" и "Крестоносцы во Пскове". Используются также русская народная песня "Ах ты, степь широкая" и революционная "Вы жертвою пали в борьбе роковой". Пазолини отмечал, что фильм был реакцией против конформизма марксизма: "Таинство жизни и смерти и страданий — в том числе религиозное… это нечто, над чем марксизм не желает задуматься. Но эти вопросы всегда были и всегда будут важнейшими для человека". https://vk.com/event72530922 https://vk.com/album-72530922_196111208 8 января. Начало показа в 19:30 Синематека Матисс. СПб., 2-я линия B.O., 17